Оятская керамика (село Алёховщина)

Телефон 8 (813 64 ) 31-526.


Селение Алёховщина стоит на берегу реки Оять. Эти места считаются историческим месторасположением средних вепсов. Да и название «Оять» переводится с вепсского очень трогательно – «ручеек». Побережье реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки. Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причём в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.

В XVIII веке в тех местах работал крупный лесопромышленник, немец Фок. Всё шло у него замечательно, пока ему не стало угрожать банкротство. Из-за боязни разорения он нашёл другой промышленный путь: занялся освоением гончарного производства. Качество оятской глины не уступало в округе никакой другой. Поэтому перед Фоком не стоял вопрос, где расположить свои мастерские. После пожара в Эрмитаже Фок получает большой заказ по изготовлению части интерьера. Фок приобрел дополнительные станки, нанял местных мастеров и в срок выполнил заказ императрицы. После этого гончарное дело стало стремительно развиваться. В результате в верховьях Ояти в те годы насчитывалось до 200 гончарных мастерских.

C XVIII века село Алёховщина стало славиться производством оятской керамики. Дело стало выгодным промыслом. В Санкт-Петербург отправлялись речные караваны до 30 лодок. Продавалась посуда на Аничковом мосту. Зимой на санях возили продукцию до Финляндии.

В XIX веке и в первой половине XX века глиняное дело процветало. Продукция профессиональных крестьянских промыслов, сосредоточенных преимущественно в селениях по реке Оять, шла на сельские и городские рынки северо-запада России. Дореволюционные архивные материалы свидетельствуют, что в начале XX века только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской волости Лодейнопольского уезда вырабатывалось для продажи более 400 тысяч гончарных сосудов. В 1928 году в Оятском районе насчитывалось 194 крестьянских «горшечных» – бревенчатых построек, в которых проходили формовка и обжиг керамических изделий.

В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. С появлением фарфора и алюминия керамика постепенно утратила свою популярность. Только в семьях оятских мастеров сохранялась традиция гончарного промысла. В 60-е годы прошлого столетия в ЦК КПСС была принята резолюция – открыть промысел заново, благодаря письмам вепсского гончара Петра Лаврентьевича Цветкова с просьбой помочь сохранить промысел. В 1969 в селе Алёховщина Лодейнопольского района был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, которые помогли возродить традиции оятской керамики. Старые мастера стали набирать себе в подмастерья молодёжь. Промысел начал возрождаться.

В 2004 году цех по изготовлению керамических изделий уничтожил пожар. Но после того, как цех «Оятской керамики» сгорел, лучшие мастера, прошедшие десятки лет обучения и обладающие особым талантом чувствовать глину, перешли работать в Центр возрождения ремёсел, который действовал в Алёховщине на тот момент уже два года.

Сегодня Алеховщинский центр входит в состав муниципального казенного учреждения «Лодейнопольский центр ремесел». В Алеховщинском подразделении работают 7 мастеров. Мастера сохраняют и передают в наследство древние традиции народного гончарного искусства, основанного на формообразовании предметов вращением. Таким способом из экологически чистой местной глины изготавливаются кринки, корчаги, миски, рукомои, чайники, жаровни, салатники, декоративные вазы, чайные и кофейные сервизы.

В чём же особенность оятской керамики, по каким признакам можно определить Алёховскую продукцию? Для оятской керамики характерны приземистые формы сосудов. Посуда обереговая, округлой формы. Лепная глиняная оятская игрушка тоже приземистая. В последнее время она немного изменила свой вид: преобразилась из простой однофигурной крестьянской игрушки-свистульки в виде сказочных птичек, коней, всадников, барашков в многофигурные композиции на темы русского фольклора.

Изображения наносятся на тулово изделий разными способами: при помощи штампа или палочки. Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка, что позволяет получать рельефные узоры. Орнамент рисуется жидко разведённой глиной по глине. Истинные цвета – это чёрный и белый. Изредка применяется зёленая краска (медный купорос). Плюс те, которые можно получить из глины, если смешать её с натуральными природными красителями

Все изделия, выпускаемые предприятием – кашники, кринки, миски, кувшины, кружки, блюда и т.д., выполняются вручную на гончарном круге, из местных экологически чистых глин, и хранят в себе тепло рук оятских мастеров. Вся керамика обжигается в муфельных печах при температуре до 1100 градусов. Глиняная посуда термостойка и предназначена для приготовления пищи в электрических и газовых духовках, на электроплитах, в русских печах и микроволновых печах, но не на открытом огне и углях. Пища, приготовленная в глиняной посуде, очень вкусна, долго остаётся горячей, не пригорает, сохраняет витамины и имеет приятный вид. Пироги и хлебобулочные изделия, хранящиеся в керамической посуде, долгое время не черствеют. Молочные и другие продукты в ней дольше сохраняются свежими. Очень хорошо в керамике хранить лук и чеснок (не прорастают), высушенную зелень и приправы (не желтеют и сохраняют вкус), выращивать цветы и рассаду овощей.